![Устарел, едва родившись](http://image.subscribe.ru/list/digest/health/im_20120305131548_2966.jpg)
Новый Закон «Об обращении лекарственных средств» начал действовать в
сентябре 2010 года. И несмотря на то, что в него уже трижды вносились
поправки, правоприменительная практика выявила еще целый ряд вопросов к
документу.
Одной из основных «болевых точек» закона и
регулируемой им практики многие называют отсутствие четких требований к
регистрационному досье и порядку экспертизы.
Так, статья 18
устанавливает единые требования к регистрационному досье на такие разные
по свойствам и технологиям производства препараты, как полученные при
помощи химического синтеза и биотехнологическим путем, на оригинальные и
воспроизведенные, на орфанные, гомеопатические, растительные и др., не
учитывая особенностей каждой из этих категорий. «Надо уточнить
требования к экспертизе каждого вида препаратов - оригинальных и
воспроизведенных, биологических и иммунобиологических, - считает
начальник управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной
антимонопольной службы Тимофей Нижегородцев. - А для орфанных препаратов
срок регистрации может быть и существенно сокращен».
- Согласно
закону для регистрации лекарственных препаратов введено обязательное
требование клинических исследований, выполненных в России, независимо от
того, проведены ли по ним мультицентровые международные исследования,
или нет, - напоминает директор по регуляторным вопросам и политике в
области здравоохранения AIPM Елена Попова.
По мнению большинства
экспертов, необходимо ввести в законодательство возможность признания
клинических исследований, проведенных в соответствии с требованиями
правил GCP (надлежащей клинической практики) вне зависимости от принципа
взаимности или наличия международного договора. Требование о проведении
повторных локальных клинических исследований противоречит этическим
принципам и международным нормам. Такой подход нередко затягивает
регистрацию препаратов на срок до пяти лет, добавляет существенные и
неоправданные издержки заявителю, а то и полностью препятствует выводу
препаратов на рынок и делает их недоступными для российских пациентов.
В
течение полутора лет все еще не решается вопрос о «переходном периоде»,
необходимом для выпуска в обращение препаратов в упаковочном материале,
который был наработан до принятия регулятором решения о внесении
изменений в регистрационную документацию.
А это может привести к
дефициту лекарств для пациентов, не говоря уже о необоснованно огромных
убытках производителей. До принятия ФЗ-61 такая практика существовала,
что учитывало сложный цикл планирования производства препаратов и
обеспечивало бесперебойное функционирование рынка. До сих пор не
разработана процедура внесения различных изменений в регистрационную
документацию производителя.
На практике это означает, что любое
изменение в инструкции о применении препарата, включая замену
юридического адреса или срочное информирование о новых побочных
эффектах, производителю приходится ждать до пяти месяцев. Это часто
останавливает производство на срок до полугода и сказывается на
доступности лекарств пациентам. Еще один важный блок проблем создает
запланированный переход на стандарты GMP.
Особенно это касается ценового регулирования, которое должно обеспечивать равные права для всех участников рынка.
-
В законе предусмотрен переход на стандарты GMP, однако наиболее
затратные нормы должны быть реализованы в предстоящие два года, -
напоминает начальник отдела анализа регулирования отраслевых рынков
минэкономразвития Максим Чемерисов. - Это существенно увеличит издержки
на производство. Для таких производителей необходимо предусмотреть
возможность регистрации цены индивидуально - выше средневзвешенной
внутри всех препаратов одной группы, произведенной в отсутствие этих
стандартов. Необходимы также механизмы, которые стимулировали бы
производство инновационных лекарственных средств
и облегчали бы их регистрацию. - Разумным было бы предусмотреть и
стимулирующие меры для производителей, работающих по международным
стандартам GMP, что также создаст благоприятный климат для
дополнительных инвестиций в фармацевтический сектор и локализации
производства на территории России, - уверена Елена Попова.
Сегодня
дискуссии о необходимости внесения существенных поправок в Закон «Об
обращении лекарственных средств» идут на разных площадках. Видят эту
необходимость и законодатели.
- Нужно ответить на вопрос: есть ли
в законе системные недостатки, чтобы нам нужно было менять его
полностью? - говорит новый председатель Комитета Госдумы по охране
здоровья Сергей Калашников. - На мой взгляд, этого нет, его нужно
почистить, «отрихтовать», внести необходимые поправки. И не надо ждать,
пока поправки накопятся. Думаю, уже в апреле мы начнем вносить в закон
первые из них.