![Спасаются эгоисты](http://image.subscribe.ru/list/digest/woman/im_20120423182509_18818.jpg)
Большинство погибших на "Булгарии" – женщины и дети. Да и из погибших
мужчин одному 71 год, другому 73 года... Почему такое соотношение, как
вам кажется? В давке в том же минском метро из 53 погибших - 42 девушки.
В давке среди паломников в Ираке в основном погибали женщины и дети.
Большинство затоптанных во время паники на празднике в Камбодже тоже
женщины. Во время пожара в Чикагском театре в начале прошлого века тоже
сгорели или были затопланы в основном дети и женщины.
И если в
случае давки это еще как-то можно объяснить, то что же происходило на
российском Титанике в момент катастрофы? (На реальном Титанике, напомню,
диспропорциональное число мужчин погибло из-за правила "женщины и дети -
первыми в шлюпки", которое соблюдалось. Впрочем, это касалось только
верхних палуб, где помощник капитана Лайтоллер, командовавший спуском
шлюпок, позволял мужчинам занимать места в шлюпках, только если нужны
были гребцы и ни при каких других обстоятельствах. А вот больше половины
женщин и детей из кают 3 класса погибли). В недавнем крушении судна с
нелегальными мигрантами у берегов Австралии тоже в основном погибли
женщины и дети. И в последней катастрофе в Бангладеше с затонувшего
парома, на котором было более тысячи пассажиров, не спаслись тоже в
основном женщины и дети. Так что это обычная практика.
Почему так
происходит? Некая Мария Чернова, якобы мать погибшего на "Булгарии"
5-летнего ребенка (я так понимаю, это Артем Чернов) пишет: "А знаете
почему среди погибших в основном женщины и дети? Потому что
мужики-амбалы отпинывали от больших спасательных плотов женщин! А
маленькие плоты были все в дырах и их затыкали пальцами". Мария, как я
поняла, там сама не присутствовала, это разговоры выживших и их
родственников - те, у кого плечи пошире, якобы отбрасывали от плотов
слабых, без всех этих джентльменских "первыми в шлюпки садятся дети,
женщины и старики". Никого не собираюсь осуждать, возможно, это и есть
обычное поведение во время катастрофы - выживает сильнейший. Но
ошибаются ли свидетели?
Читаем внимательно ссылки, прежде чем говорить о пропорциях.
Пропорции такие:
Из 98 женщин спаслись только 26.
Из 44 детей спаслись только 14.
Из 56 мужчин спаслись 45.
Я
тогда изучила данные по другим катастрофам и, к примеру, выяснила, что в
крушении судна с нелегальными мигрантами у берегов Австралии в основном
погибли женщины и дети. В катастрофе в Бангладеше с затонувшего парома,
на котором было более тысячи пассажиров, не спаслись в большинстве
своем женщины и дети. В общем, это довольно распространенная ситуация.
Многие
блогеры возмущались и обвиняли меня в предвзятом взгляде на вещи, будто
я сама статистику выдумала. Приводили в пример "Титаник". Но там все же
помощник капитана Лайтоллер стрелял, чтобы отогнать мужчин от шлюпок, в
которые загружали женщин с детьми. И Лайтоллер контролировал только
верхние палубы, а больше половины женщин и детей из кают 3 класса
погибли.
И вот недавно ученые Микаэль Элиндер и Оскар Эриксониз
из университета Упсалы провели исследование крупнейших морских катастроф
и выяснили, что и так в общем-то было понятно: о рыцарстве в таких
ситуациях речь не идет. Если только, конечно, не найдется герой вроде
Лайтоллера. Ученые провели анализ 18 крупнейших крушений судов с 1852 по
2011 год, во время которых погибло 15000 человек. Оказалось, что из
женщин выжило лишь 17,8 процента, из мужчин - 34,5 процента. Неписанный
закон моря - "женщины и дети первыми в шлюпки" практически не действует,
когда начинается паника. В борьбе за жизнь слабые проигрывают.
Дэвид
Сэвидж из Университета Квинсленда в Австралии считает, что на
"Титанике" пассажиры все-таки до конца не верили, что непотопляемый
корабль идет ко дну. Поэтому они довольно длительное время не
торопились, пропускали в шлюпки дам, стояли на палубе и курили сигары,
слушали оркестр. "Эвакуация пассажиров «Титаника» носила исключительный
характер и способствовала утверждению мифа, что женщины и дети спасаются
первыми во время катастроф", – считает и Микаэль Элиндер. А вот на
британском пассажирском лайнере "Лузитания" в 1915 году драка за шлюпки
началась почти сразу, корабль стремительно погружался, поэтому дети и
женщины имели наибольшие шансы погибнуть. Из 129 детей, находящихся на
судне, погибли 94.
"Когда приходится действовать очень быстро,
инстинкты руководят человеком в большей степени, чем приобретенные
социальные нормы и принципы. Инстинкты просто срабатывают автоматически,
а значит, быстрее", – отметил профессор Бенно Торглер, автор
исследования моделей поведения на "Титанике" и "Лузитании",
опубликованного в Proceedings of the National Academy of Sciences.
Ученые выяснили, что в таких сложных ситуациях у мужчин есть "неоспоримое преимущество
выживания". Когда дело доходит до погружения судов, то они - каждый за
себя. Это увеличивает их шансы на спасение. В то время, как многие
женщины несут ответственность за своих детей.
Экипаж тоже
забывает о своих обязанностях, как правило. "Ожидается, что экипаж
должен в первую очередь спасать пассажиров, но наши результаты
показывают, что капитаны и члены экипажей выживают в гораздо большей
степени, чем пассажиры. А женщины и дети погибают чаще, чем мужчины. Это
означает, что каждый пытается, скорее, спасти себя самого, не помочь
другим", – сказал сотрудник экономического факультета Микаэль Элиндер,
комментируя в сообщении для прессы результаты проведенного анализа.
Согласно подсчетам ученых, в целом, уровень выживания женщин и детей в
проанализированных кораблекрушениях можно назвать минимальным.
Максимальным они называют уровень выживших среди членов экипажа.
Автор - НАТАЛЬЯ РАДУЛОВА